Мероприятия в 2023 году |
Научный семинар 22.02.2023 на тему «Альтернативное топливо и оксигенаты» 1. Кустов Леонид Модестович, д.х.н., профессор, заведующий кафедрой общей химии Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий лабораторией нанохимии и экологии ИОХ им. Н.Д. Зелинского. «Получение оксигенатов и альтернативных топлив из В докладе Кустова Л.М. была представлена информация о разработке катализаторов и процессов преобразования СО2 в различные продукты. Основным процессом, который был исследован в лаборатории, являлся СВЧ-катализ, в ходе которого получали метан и моноксид углерода. На графиках была показана зависимость конверсии СО2 от мощности СВЧ-излучения в присутствии катализаторов на основе переходных металлов, наибольшую активность среди которых проявил 1.5% Rh/TiO2. Также Кустовым Л.М. совместно с коллегами были исследованы реакции в сверхкритическом СО2 с образованием монооксида углерода, метана, метанола, диметилового эфира и уксусной кислоты. Указаны преимущества проведения реакций в сверхкритическом СО2. Определены зависимости конверсии и селективности продуктов от температуры, давления. Основные выводы: — Разработаны наноразмерные катализаторы для процессов утилизации СО2 включая: - гидрирование СО2 до метанола с последующей конверсией в альдегиды, олефины или углеводороды, - карбоксилирование алкинов, - синтез органических карбонатов; 2. Ершов Михаил Александрович, к.т.н., генеральный директор ООО «Центр Мониторинга Новых Технологий». «Низкоуглеродные гибридные высокооктановые топлива. Результаты разработки и испытаний» Докладчиком Ершовым М.А. были показаны тенденции развития бензиновой автомобильной техники, представлена эволюция двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с 1920 гг до настоящего времени. Были показаны такие характеристики топлива, ОЧИ, ОЧМ и КТЭ для различных углеводородов от С1 до С9 (алканы, циклоалканы, алкены, циклоалкены, ароматические соединения, спиты, эфиры и др.). Исходя из представленных диаграмм, был показан прогноз роста производства бензиновых оксигенатов с 2014 до 2050 гг. В ЦМНТ было разработано и испытано низкоуглеродное топливо Е30 с определённым качественным и количественным составом. В ходе доклада были представлены моторно-стендовых испытаний и РТИ топлива Е30. Основные выводы: — На основании проведенных исследований разработано и поставлено на производство в ООО «Миранда» топливо Е30 по СТО 11605031-086-2014 в виде марок АИ-92-Е и АИ-95-Е. — Кроме того, разработано технико-экономическое обоснование организации производства топлива Е25 мощностью 1,5 млн т/год на территории СКФО. — В качестве сырья предлагается использовать нафту процесса гидрокрекинга и биоэтанол, что позволит создать дополнительный спрос на зерновые, а также загрузить простаивающие спиртовые заводы с сопутствующими социо-экономическими эффектами. — При полной реализации данный проект будет иметь следующий экологический эффект, выраженный в снижении выбросов:
— Реализация проекта обеспечит конечным покупателям (автовладельцам) реальную выгоду (с учетом повышенного расхода этанольного топлива) в среднем на уровне 0.9-1.9 руб./л по сравнению с нефтяным бензином АИ-95-К5.
3. Дементьев Константин Игоревич, к.х.н., заведующий сектором № 6 «Химии и технологии каталитического крекинга» ИНХС им. А.В. Топчиева РАН «Перспективные возобновляемые компоненты моторных топлив для бензиновых и дизельных двигателей» Дементьевым К.И. была представлена информация о производстве биоэтанола, биобутанола, а также о проблемах, возникающих при их использовании. Наряду с биоэтанолом и биобутанолом оксиметиленовые эфиры и фурановые производные имеют более хорошие характеристики. Представлена информация о производстве оксиметиленовых эфиров, фурановых производных, оксалатов, недостатках их использования и прогнозировании их свойств.
Научный семинар 26.04.2023 на тему «SAF – авиационные топлива для устойчивого развития. Технологии и перспективы применения»
Никульшин Павел Анатольевич, д.х.н., заместитель генерального директора по науке АО «ВНИИ НП», профессор кафедры технологии переработки нефти РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. «Декарбонизация авиационной отрасли. Технологии получения SAF» В докладе Никульшина П.А. была представлена информация по следующим разделам: Основные выводы:
2. Яновский Леонид Самойлович, д.х.н., начальник отдела «Специальные авиационные двигатели и химмотология» ЦИАМ, заведующий лабораторией горения в высокоскоростных потоках Отдела горения и взрыва ФИЦ ПХФ и МХ. Основными проблемами, возникающими при использовании альтернативных топлив, является образование смол при термоокислении и коксообразование при течении топлив в каналах. В докладе Яновского Л.С. были представлены эксплуатационные свойства топлив, выработанных по технологиям гидроочистки и гидрокрекинга керосиновых фракций, а именно, термоокислительная стабильность, сажеобразование при горении, температура применения в ГДТ. Подавление коксообразования при нагреве топлив возможно с помощью азотирования и ингибирования топлива, воздействия электростатического поля, обработки поверхности топливного коллектора, при использовании трубок с оребрением. В докладе также была показана информация по летным испытаниям и эксплуатации зарубежной авиационной техники на СЖТ (с 1999 г. по н.в.). Показаны сравнительные характеристики синтетического авиатоплива, полученного в ИНХС РАН, ЦИР и ИГИ. В ходе доклада было подробно рассказано об эндоэнергетических СЖТ — топлив нового поколения. Таким образом, для внедрения СЖТ различного назначения необходимы:
3. Стрижак Павел Александрович, д.ф.-м.н., профессор, зав. Лабораторией тепломассопереноса Национального исследовательского Томского политехнического университета. В докладе Стрижак П.А. представил информацию о направлениях и задачах, изучаемых в лаборатории тепломассопереноса ТПУ. Исследования проводились с помощью оптических методов, лабораторных и промышленных методов анализа состава дымовых газов, термогравиметрии, калориметрии, элементного анализа, FTIR-спектрометрии, микроканальной микрофлюидики с автоматизированным контролем характеристик, методов численного моделирования физико-химических процессов. Указаны экономические проблемы, возникающие при производстве топлив, мультикритериальные оценки эффективности суспензионных топлив. Предварительный анализ показал, что для мощностей до 200 тыс. т в год по SAF наиболее оптимальным решением является технология HEFA и ее комбинация с алкоголизм/ гидролизом. В лаборатории была разработана и сконструирована 3D модель пилотной энергетической установки, включающей все стадии подготовки, хранения и сжигания топлива. Подробно исследован процесс распыления топлив с соответствующими характеристиками. Основные предполагаемые результаты:
4. Фадеев Вадим Владимирович, к.х.н., заведующий лабораторией каталитических процессов нефтепереработки РН-ЦИР ПАО «НК Роснефть». В докладе Фадеева В.В. были указаны основные направления деятельности РН-ЦИР, а именно, нефтепереработка, нефтехимия и газопереработка. Снижение выбросов углекислого газа (декарбонизация) является общемировой задачей и долгосрочной тенденцией. Декарбонизацию можно провести за счет замены ископаемых топлив на безуглеродные или низкоуглеродные источники энергии. В докладе были показаны возможные сценарии развития последствий введения углеродного налога на экспорт товаров в ЕС (оптимистичный, базовый и негативный). В качестве основных видов топлива были показаны в докладе лигноцеллюлозное сырье, сахароносные и крахмалоносные культуры, триглицеридное сырье и водоросли с последующей их переработкой посредством определённых процессов. Основные выводы: |